Якутские узоры и орнаменты

Каждый якутский узор и орнамент несет от природы определенную функцию — благопожелательную, защитную и испросительную. Изделия, украшенные якутскими узорами, по-настоящему украшают красоту их владельца, придают ему прекрасный, яркий и запоминающийся образ, подчеркивают гордость и достоинство. Но самое главное — они несут в себе духовную силу, способную влиять на жизнь человека, имеют функцию благопожелания, испрошения либо защиты, а, значит, соединения человека с миром с высшими силами.

Чем красивее и аккуратнее сотворенный узор или орнамент, тем ровнее и свободнее жизненный путь человека, его создавшего.

Развитие якутских узоров и орнаментов

Якутские узоры и орнаменты являются своеобразным показателем якутской культуры. Прослеживая изменения в самой орнаментации, технике нанесения и интерпретации, можно говорить об изменениях, происходящих и в обществе. В якутской культуре можно выделить три последовательных этапа развития:

  1. Кулун-атахская культура XIV- XVI вв., когда на территории Якутии формировались якутский этнос и основы его культуры;
  2. Период архаичной якутской культуры XVII-середины XVIII вв., когда влияние европейской (русской) культуры еще не было столь ощутимым;
  3. Период традиционной этнографической якутской культуры второй половины XVIII- начала XX вв.

Взаимовлияния культур оставляли свой след, в том числе и в орнаментальных традициях. По этой причине для каждого этапа якутской культуры характерны отдельные виды орнаментов.

Так, в самом начале формирования якутской культуры были распространены геометрические орнаменты и узоры в виде линий, елочки, арочные мотивы и ногтевые вдавления. К сожалению, на данный момент образцы орнаментальных традиций наших предков эпохи Кулун-атах сохранились только в виде фрагментов глиняных, костяных и берестяных изделий. В декоре глиняной посуды встречаются солярные знаки в виде крестов, антропоморфные изображения.
Якутские орнаменты и узоры
Так же немногочисленны образцы материальной культуры периода архаики. Судя по сохранившимся примерам костюма, утвари, конского снаряжения, распространенными были также различные геометрические орнаменты в виде косых линий, ромбов и кругов. Одежда украшалась металлическими нашивками типа «кымырдаҕас» (с якут. муравей), подвесками в виде колец с удвоенными конскими головами, солярными знаками. Также встречаются бисерные нашивки в виде «ынах ойуу» — орнамент в виде рогатого скота.

Прекрасным примером эстетики тех времен являются богато украшенные металлическими нашивками безрукавки «таҥалай» (с якут. нёбо), рогатые шапки «муостаах бэргэһэ». Одежда богато декорировалась аппликацией и вышивкой с прорезным орнаментом в виде круга, полумесяца и фигурной скобки. Вышивкой бежево-коричневыми и синими нитками украшались колчаны, налучи, торбаза. Преобладающее значение приобретает растительный орнамент в виде побегов, появляется лировидный мотив.
Якутские орнаменты
Со второй половины XVIII в. якутская культура начинает приобретать всем нам известные черты: массивные серебряные украшения, длинные покрытые сукном и парчой шубы, шапка-дьабака, платья-халадаай и т.д. Благодаря развитию торговли становятся более разнообразными как цвет одежды и деталей конского убранства, так и орнаментация всего комплекса якутского костюма, в особенности женского наряда — от навершия шапки-дьабака до носков обуви.

К началу XX в. по всей Якутии становится популярным костюм городского стиля. Это более облегченный вариант традиционного костюма, в котором уже мало используются массивные серебряные украшения, тяжелые суконные шубы на меху.

Значения якутских узоров и орнаментов

Лировидный орнамент — «Көҕүөр ойуу»

Лировидный орнаментЛировидный мотив — король якутского орнамента. Самое прекрасное украшение орнаментального искусства древних якутов, имеющее глубочайшее символическое значение.

В своем чистом виде без разветвлений и корней — единоличный символ женского начала, по очертаниям напоминающий фигуру женщины в расцвете ее красоты и молодости.

Женский оберег. Это растительный орнамент. В якутской культуре растительные орнаменты символизируют плодородие и развитие. Возможно, это модификация некоторых видов растительной фауны Якутии.
Расцветшая лира «Ийэ Kөҕүөp» (с якут. ийэ — мать, көҕүөр — лира) с разветвлениями «oҕo көҕүөр» (с якут. оҕо — ребенок), растущими от нее в четыре стороны вверх и вниз — символ материнства, продолжения рода, семейного счастья, благополучия и богатства нескольких поколений определенного рода. Внутренние малые кеҕүөр повествуют о потомстве, внешние малые көҕүөр рассказывают о ближней и дальней родне, сородичах.

  • По одной из версий «Ийэ көҕүөр» — символ создателя жизни в Срединном мире.
  • По мнению якутского модельера Августины Филипповой, лира — код общения для всего человечества, символизирующий творческое начало.

Использование лировидного орнамента.
Основа среднего лировидного мотива — мировое дерево «Аал Кудук Мас». Применяется с целью показать крепкие корни, серьезную опору, подпитываемую соками Матушки земли. Верхушка «Аал Кудук Мас» — «Yc салаалах үнүгэс» выступает знаком благословления всех поколений семьи на процветание и плодородие, открывающим дорогу молодым.
Якутский лировидный орнамент
Обязательной традицией изображения этого узора на чепраке является его симметричность, вертикальность, непрерывность «дабы не прерывался род», а также окаймление тройными линиями и полосками «Күрүө» (с якут. изгородь), «чтобы не проник злой дух, не продуло сквозняком, недобрым ветром».

Узоры көҕүөр

Наиболее часто использовался в местах, где развито коневодство. Поэтому является основным рисунком при украшении верховой упряжи, тебеньков и чепрака.

Важно!
Изображение орнамента «Көҕүөр» перевернутым считалось недопустимым, за исключением случаев изображения лиры подобным образом с целью произведения эффекта разнообразия узоров или украшения обуви (только в сочетании с традиционным «Көҕүөр»).

Лировидный орнамент в основном предназначался женщинам детородного возраста, замужним женщинам, невестам.

Группа растительных узоров — «Эрэдэһин, эрбэлдьин ойуулар. Үүнээйи ойуу»

Растительные узоры универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины в качестве пожелания удачи, семейного благополучия, многочисленного потомства.
Растительные узоры
Оберегают «кут-сүр» (духовная опора), повышают настроение «сүргэ» (радость, веселье, довольство).

Благопожелание — алгыс женскому роду.
Якутские растительные узоры
Основной декор нагрудного и наспинного женского украшения, символизирующий плодородие, достаток и согласие. Используются для украшения одежды, посуды и верховой упряжи.

Орнамент в виде рогатого скота, коровы — «Ынах ойуу»

Узор напоминает своими очертаниями лежащую скотину: голова, уши, зародыш в утробе. Символ плодородия рогатого скота, достатка, благополучия и богатства.
Орнамент в виде рогатого скота
Узор получил развитие в изделиях из бересты, позже использовался на крышках коробок для рукоделия, неглубокой посуде, предметах обихода.

Важно!
Используется только в женской одежде. Другой канон нанесения этого орнамента — быть украшением посуды, предназначенной только для молочной пищи.

Ломаные линии (вид урасы) — «Уpаһa ойуу»

Орнамент, свидетельствующий о происхождении из знатного рода. Образ Среднего мира, цветущей земли, дарующей добро и благо людям. В ломаных линиях есть влияние ободочного шва берестяной посуды.
Орнамент в виде урасы
Это геометрический орнамент со своей длительной историей. Сохранился вследствие непрерывного развития и применяется сейчас в народном творчестве всех этносов Сибири. Узор «Уpaha ойуу» используется в декоре берестяных сосудов и чороонов (с якут. кубок для кумыса).

Узор «Муравьи» — «Кымырдаҕас ойуу»

Орнамент «Кымырдаҕас ойуу» благословляет нас быть сильными, трудолюбивыми и плодовитыми, как муравей (муравей, оса, паук — особо почитаемые якутами насекомые), символизирует трудолюбие, упорство, сплочение.
Орнамент в виде муравьев
В основном использовался в XIX — начале XX веков при украшении домашней утвари и обстановки. Издревле являлся популярным декором одежды, верховой упряжи. В изделиях из дерева широко не применялся.

Арочные узоры — «Биэ эмийэ, сарбынньах, тыҥырах ойуулар»

Якутские узоры, имеющие глубокое содержание, воспетые в песнях, поговорках и пословицах народа саха, снискавшие большую популярность и славу. Одежда, посуда, предметы обихода без этих орнаментов считались незаконченными. Встречаются в керамике, изделиях из дерева, бересты, в вышивке бисером, аппликации.
Арочные узоры
По мнению исследователя орнаментального искусства Уллы Йохансен, арочный узор является «изображением небесного свода со звездами, орнаментом, славящим красоту мироздания».

Орнамент «Круг» — «Күн ойуу»

Орнамент круга в качестве изображения солнца «Күн ойуу», ласково называемый якутами «Ытык күөрчэх күн ойуу» (с якут. узор мутовки взбитых сливок керчеха), является самым почитаемым орнаментом народа саха, так как связан с его верованием и поклонением солнцу. Символика солнца изображается на украшениях, одежде и других предметах: «солнце пояса», «солнце нагрудного и наспинного женского украшения», «солнце шапки дьабака», «бляшке».
Орнамент "Солнце"
Круг с точкой в центре, так называемая розетка, являет собой олицетворение Космоса, «мира, сжатого до точки». Другая версия — знак трех миров (по якутским верованиям Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего), символ создания и бытия, связи с природой.

Символ счастья, богатства, непоколебимого желания достижения цели и жизненной силы человека.
Орнамент "Круг"
«Күн ойуу» — оберег духа и души девушек, женщин от злых сил, неприятностей и недугов в женском украшении «илин кэбиһэр» (нагрудное) и «кэлин кэбиһэр» (наспинное).

Серебряный круг «туоһахта» на головном уборе человека:

  • символ человека, обитателя Срединной земли, мира под солнцем. Знак, возвышающий самосознание и самопознание человека. Еще одно предназначение «туойахта»;
  • служить связующей нитью между людьми и высшими силами.

Орнамент в виде трав и листьев — «От-мас, сэбирдэх ойуу»

Якутские оранменты в виде трав и листьев представляют собой группу, которая широко не применялась в изделиях из дерева. Обычно они служили украшением для различных коробок и принадлежностей женского обихода.
Орнамент в виде трав и листьев
Орнамент благопожелания алгыс, символ новой жизни, развития и роста.
Используется как узор-изгородь для более крупных орнаментов, дабы «не сквозило недобрым ветром, не проник злой дух».

Сердцевидный узор — «Сүрэх ойуу»

Символ вдохновения и исполнения желаний, символ любви, семейного счастья, мирной спокойной жизни. В данном контексте используется в качестве украшения чепрака и «кычыма» (тебенёк — кожаная лопасть седла) невесты.
Сердцевидный узор
Сердцевидным якутским узором украшают одежду и берестяную посуду. Также данный узор можно видеть на якутских кубках для молочной посуды — чоронах и кумысных воронках XIX-XX веков.

Орнамент в виде нёба — «Таҥалай ойуу»

Самый древний вид орнамента, символизирующий лестницу в небеса, божественную тропу к Верховным божествам, благословение на правильный путь. Применяется в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером.
Орнамент в виде нёба
Ведущий орнамент на спинке ритуальной шубы «таҥалай» (от названия орнамента и произошло название шубы).

Важно!
Вышивка «Таҥалай» используется только по нижней части одежды и в качестве күрүө (с якут. изгородь) орнамента «Ийэ Көҕүөр».

«Таҥалай ойуу» в древности применялся в украшении одежды. Начиная с XVIII века им стали украшать посуду для кумыса и молочных продуктов, например, рукояти чепраков, ковшей и мутовок для кумыса, изделий из бересты.

Стреловидный мотив — «Айа ырбата»

Орнамент, имеющий оберегающую, предупреждающую от различных несчастий и бед функцию. Символ удачи, достижения целей.
Стреловидный мотив

Важно!
Используется только по краям одежды (рукава, подол) и в канте других изделий (посуда, украшения, резьба по дереву).

Крестовидный узор — «Кириэс ойуу»

Особый якутский узор, символ отражения четырех сторон света, целостности Космоса.
Крестовидный узор
Оберег жилища человека «дабы обитель человека была защищена со всех четырех сторон от злых сил и неприятностей».

Пятиглазый оберегающий узор — «Биэс харах»

Крест из ромбов «Биэс харах» — сильнейший оберег человека от злых духов, болезней, защита рода от сглаза, символ предупреждения опасности.
Пятиглазый узор
Символ благополучия и счастья, указывающий на совершенство — гармонию пяти элементов жизни человека: воды, воздуха, дерева, огня и металла.

Кыл-сиэл. Современная интерпретация использования якутских узоров в технике плетения из конских волос

Плетение из конского волоса (кыл-сиэл) — одна из древних техник изготовления плетеных изделий. Искусство увлекательное, но довольно сложное и трудоемкое. Современный интерес к плетению из конских волос и изделиям, сделанным из них, связан в первую очередь с их целебными свойствами. Конский волос — полностью натуральный и экологически чистый материал. Обладает согревающим эффектом, нейтрализует отрицательные электрические заряды человеческого тела и снимает боли и напряжение. Другое достоинство данного рукоделия — развитие мелкой моторики рук и массаж точек рук, связанных с внутренними органами человека.
Плетения из конских волос
Конский волос у якутов имеет большое сакральное значение. Подношения из конского волоса даруются верховным божествам Айыы в самые важные моменты человеческой жизни — в момент рождения, на свадебную церемонию и т.п. Белый конский волос традиционно считается благословением на долгую и счастливую жизнь, черный — оберегом от зла и темных сил.

Трафареты якутских узоров и орнаментов

Ниже представлены трафареты якутских узоров и орнаментов для тех, кто занимается декорированием и шитьем. Их вы можете распечатать прямо с нашего сайта в формате А4. Для увеличения, кликните по рисунку.
Якутские узоры. Трафарет
Якутские орнаменты. Трафарет
Якутские узоры и орнаменты. Трафарет
Трафарет якутского узора
Трафарет якутского орнамента
Якутские узоры
Якутские орнаменты
Якутские узоры и орнаменты
Сердцевидный орнамент. Трафарет
Лировидный орнамент. Трафарет
Трафарет для рукавиц
Трафарет для рукавиц

Понравилась статья? Пожалуйста, оцените ее:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...